15 июня актрисе «Коляда-Театра» Тамаре Зиминой исполняется 70 лет. В день юбилея она сыграет главную роль в спектакле по пьесе Николая Коляды «Нежность».
Тамара Васильевна Зимина родилась во Владивостоке. В 1963 году окончила Театральную студию при Владивостокском драматическом театре им. М. Горького. Работала в театрах Владивостока, Нижнего Тагила.
С 1965 года – актриса Свердловского академического театра драмы. Среди ролей, отмеченных критикой и зрителями, особо примечательны такие как Четвертак (Б. Васильев «А зори здесь тихие…»), Поля (М. Горький «Мещане»), Варвара (А. Островский «Гроза»), Кэрол (Т. Уильямс «Орфей спускается в ад»), Илга (А. Галлиев «Магелланы»), Глория Гулог (Дж. Патрик «Дорогая Памела»), Галка (Н. Павлова «Пятое время года»), Варя (А. Чехов «Вишнёвый сад»), Элеонора (С. Мрожек «Танго»).
За роль Инны (В. Розов «Традиционный сбор») и роль Алёны (А. Понова «Встречи поздние и ранние») награждена Дипломами Всероссийского смотра спектаклей (1968 г.), а роль Паши (М. Горький «Мещане») отмечена Дипломом Всесоюзного фестиваля горьковских пьес.
Сыграла много ролей в спектаклях по пьесам Николая Коляды: Энгельсина («Уйди-уйди»), Тётка («Канотье»), Манефа («Корабль дураков»), а также Хор «Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Клоп («Русская народная почта» О. Богаева).
С 2004 года работает в «Коляда-Театре».
Именно здесь она сыграла свои самые большие и самые интересные роли: «Кармен жива!» – Эльвира, «Птица Феникс» – Роза Ивановна, «Мадам Роза» – Мадам Роза, «Ревизор» – Анна Андреевна, «Тутанхамон» – Ольга Ивановна, «Курица» – Диана Раскольникова, «Нежность» – Она, «Старая зайчиха» – Она, «Всеобъемлюще» – Нина Сергеевна, «Девушка моей мечты» – Она, «Уроки сердца» – Мать, «Баба Шанель» – Тамара Ивановна и многие другие.
Тамара Зимина – выдающаяся актриса, невероятно темпераментная, яркая, живая. Все ее работы были отмечены театральными критиками Москвы, Петербурга, за рубежом – во Франции, Словакии, Польше и в других странах.
Много лет проработав в академическом театре драмы, она так и не получила почетного звания. Впрочем, главное у Тамары Васильевны есть: любовь зрителей, ее коллег по театру.
Статья Николая Коляды для «Областной газеты»
Впервые я увидел на сцене Тамару Зимину в далеком 1973 году в спектакле академического театра драмы «Ночной переполох». Сколько воды утекло, а появление Тамары в этом спектакле до сих пор помню!
Было это еще в «старой» драме на Вайнера, 10.
На сцене стояла огромная декорация, обрамленная с двух сторон крутыми лестницами. И в этот в какой-то момент с одной из лестниц сверху вниз неслось нечто - будто шаровая молния. Вот это «нечто» кидалось со счастливым воплем на Леонида Давидовича Охлупина - он играл отца, а Тамара Зимина была по пьесе его дочерью. Вдруг мы видели счастливую девчонку-подростка, она повисала на отце, обхватив его ногами, она счастливо кричала что-то, целовала его. В этом было что-то невозможно заразительное, яркое – в самом первом появлении ее героини. Уже в зрительном зале был у всех «рот до ушей».
Вот так тогда Тамара играла девчонку. Она очень долго играла в театре подростков – Красных Шапочек и Белоснежек. Хотя в то время ей было тридцать, она была мамой двух сыновей.
Как-то всегда Тамара могла сохранять себя, всегда прекрасно выглядела, никакие годы ее не старили, как и сегодня.
С ума сойти! Кто даст Тамаре семьдесят?! Кто поверит, что 15 июня у нее юбилей?!
Так вот, еще со студенческих лет видел Тамару не раз на сцене. Это были ее большие и серьезные роли в спектаклях «Орфей спускается в ад», «Такси в течение получаса», «А зори здесь тихие», «Мещане» и многие другие.
И всегда, везде она была живчик, прекрасная красивая женщина, одетая с невероятным вкусом (она в советское время подрабатывала манекенщицей!), всегда в туфлях на высоченных шпильках – любо-дорого посмотреть!
Ну, уж если надо было совсем наоборот, что называется «мордой в грязь», то и это она умела, не строила из себя «женщину высшего света», а делала так, как нужно было для спектакля, для роли.
В «Ромео и Джульетте» она играла очень важную, хотя и безмолвную роль Хора – весь спектакль на сцене. И весь спектакль она была вываляна в воде, в муке, в свекле. Как образ нашего Детства – вечно шалящего, неумытого, счастливого. Это она потом в финале высыпала из кулька конфеты на гроб Ромео и Джульетты и, обнимая их, вместе с ними засыпала навеки. Было это невозможно пронзительно.
Десять лет я проработал с ней как режиссер на сцене академического театра драмы, где она играла в «Корабле дураков» Манефу, в «Уйди-уйди» Энгельсину, в «Канотье» Тетку, в «Куриной слепоте» Наталью.
А потом Тамара стала работать в «Коляда-Театре», где сегодня она играет огромное множество ролей и играет прекрасно – это скажут вам все зрители. Главные роли в спектаклях «Ревизор», «Всеобъемлюще», «Амиго», «Женитьба», «Нежность» …
В день своего юбилея Тамара будет играть спектакль «Нежность». Ее героиня, несмотря на возраст, все ищет любовь, счастье, мечтает о принце на белом коне и, несмотря на то, что мир разрушает ее мечты, не перестает верить. Как это похоже на судьбу самой актрисы!
Будем называть вещи своими именами: на склоне лет судьба подарила ей счастливую возможность встретиться с единомышленниками, много и успешно играть на сценах Москвы, Петербурга, за границей, много ездить на фестивали по стране. И везде и всегда о ней театральные критики отзываются как о выдающейся актрисе.
У Зиминой нет почетного звания – слишком непокладистый характер был у Тамары, когда работала она в академическом театре драмы. Чего стоит, скажем, эта история. Однажды в день Пасхи в советское время она на сцене играла школьницу, которая должна была предложить учительнице (ее играла Умпелева) яблочко. Зимина с чего-то достала из парты крашеное яйцо и сказала на весь полный зал: «Хотите яичко?». Ну, так решила себя развлечь. Что началось за кулисами! Какой стоял ор! Скандал был немыслимый. Партбюро собралось. Тамару пропесочили. Ее хотели вообще за «антисоветскую пропаганду» выгнать из театра. Ну, такие тогда были времена. В тот раз обошлось.
Так что – звание ей не светило. Да и не надо было ей этого никогда.
Зачем хорошей актрисе звание? Сегодня оно каждому второму дается, что называется, «за выслугу лет». А вот любовь зрителей – не купишь. Нет, не купишь.
С Тамарой легко и весело. Даже этот материал я пишу и смеюсь, ничего не перечеркиваю – о светлом человеке легко пишется, не надо слов искать.
Она не устает от театра, как обычно бывает у актеров. Она и сегодня в прекрасной форме. Ее любят зрители и актеры. Все актеры в театре с радостью вспоминают ее оговорки на сцене и умирают от хохота. Все знают, что спектакль всегда проходит «чистенько-гладенько», как говорит Тамара Васильевна. Все знают, что надо заниматься трансерфингом – это тоже ее требование. Потому что мысль, как она говорит, материальна. Потому что, Тамара говорит: «Если очень чего-то хочешь – повторяй много раз вслух, и оно к тебе придет!».
С юбилеем, Томочка Васильевна!