Как и в других постановках классических текстов, в этом спектакле «Коляда-Театр» пытается найти новый театральный язык, стереть позолоту с «зацелованных до смерти» авторов, предложить современную версию этой востребованной пьесы.
На сцене создается некий художественный мир, где костюмы, декорация, музыка – вне времени. Это один из самых красивых спектаклей в репертуаре театра.
Пьеса известна всем со школьной скамьи: сраженный ревностью муж отравил свою жену и только у гроба её узнает, что жена невинна, что её «измена» придумана обществом. Главным персонажем спектакля стал Арбенин, отравитель невинной жертвы. Режиссёр и актёры пытаются внимательно рассмотреть знакомое каждому любившему человеку чувство – «ревность». То, как назойливо стучит она в голове, вползает чёрной змеей в душу и может сотворить ужасное. Но стоит ли так осуждать ревнивца? Ведь если он ревнует, значит – любит, действует в ослеплении, а это как-то прощает его.
Спектакль создан при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Свердловской области.
Театр благодарит за помощь в создании спектакля Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии и лично Михаила Сафронова.
Арбенин, Евгений Александрович | — | Заслуженный артист РФ Олег Ягодин |
Нина жена его | — | Василина Маковцева |
Князь Звездич | — | Владислав Мелихов, Никита Рыбкин |
Баронесса Штраль | — | Юлия Беспалова, Анастасия Попова |
Казарин, Афанасий Павлович | — | Александр Замураев, Заслуженный артист РФ Сергей Фёдоров |
Шприх, Адам Петрович | — | Антон Макушин |
Чиновник | — | Евгений Чистяков |
Второй игрок | — | Константин Итунин |
Третий игрок | — | Александр Замураев |
Четвёртый игрок | — | Заслуженный артист РФ Сергей Фёдоров |
Иван | — | Алексей Романов |
Слуга | — | Тарас Поддубный |
Хозяйка | — | Вера Цвиткис |
Неизвестный | — | Игорь Баркарь |
Бабочка | — | Татьяна Бунькова, Тамара Зимина |
Гости, слуги, служанки | — | артисты театра |
В своей версии "Маскарада" Николай Коляда не простил классику ничего - ни неуклюжих рифм, ни натяжек сюжета. Начинающему драматургу ("Маскарад" Лермонтов сочинил в 21 год) пришлось солоно, невзирая на его посмертную репутацию: будто "печальный демон - дух изгнанья парил над грешною землей", - а его сшибли из рогатки.Коляда разрушил миф о «Маскараде»
В «Карнавале», «Маскараде», а точнее «МаскЕраде» (именно так, на старый манер произносят это слово персонажи) – недавней премьере «Коляда-театра» «очеловечиться» разрешено только трем героям драмы. Нине в момент приближения к смерти, баронессе Штраль, гонимой жестокой страстью и пришедшей отдаться безмозглому «купидону» - Звездичу, и, конечно, Арбенину – едва тот понимает, что браслет, подаренный князю распутной Маской, принадлежит его жене. А вот остальные человеческие особи так и остаются (застревают) в поле гротескного балагана – страшноватые человечки, которые по внутренней сущности, а порой и по внешнему виду, мало чем отличаются от бездушных кукол – «злых петрушек» театра «гиньоль», действующими на сцене наряду с актерами. Напомним, что парижский театр ужасов «Гран-Гиньоль» (1897-1963) был одним из родоначальников и первопроходцев жанра хоррор, тут стремление изобразить «ужасное» во всех его проявлениях, вплоть до гигиенических, стало самоценным трюком, настоящим театральным аттракционом (особенно, говорят, поражали зрителей гиперреалистичные сцены безумия). В некоторых языках слово «гиньоль» превратилось в нарицательное обозначение «вульгарно-аморального пиршества для глаз». По Бахтину и в этом словосочетании, и в явлении, которое оно обозначает, явно присутствуют отголоски «карнавального мировоззрения, выросшего из народной смеховой культуры».Сыграть со смертью в дурака